История Красной Поляны
Человек поселился в окрестностях Красной Поляны очень давно. В горных пещерах археологи находят древние орудия из кремня и сланца, кости пещерного медведя и зубра, а монументальные культовые сооружения бронзового века – дольмены – удивляют всех, кто оказался чуть выше поселка в долине реки Бешенки. В средние века заглядывали в эти земли римляне, генуэзцы, а возможно и аланы-иранцы. Об этом хранят тайны развалины более двадцати крепостей в окрестностях Красной Поляны. О жизни горских семей, обитавших здесь в XIX веке, поведал потомкам бесстрашный офицер царской армии барон Торнау Ф.Ф., который в 1835 году, переодевшись горцем, перевалил через Главный Кавказский хребет со стороны Кубани, прошел долиной рек Ачипсе и Мзымты (по местам где располагается поселок сегодня) до Гагринской крепости. «Кавказ богат красотами природы, но я помню мало мест, которые могли бы равняться по живописному виду с долиной Мдзимты… по обе стороны реки раскиданы купы домов и хижин, окруженных темной зеленью садов, виноградниками, посевами кукурузы, проса, пшеницы и свежими бархатными лугами. По мере удаления от берегов постройки и обработанные участки сменяются вековым лесом, который окаймляет бока гор, упирающихся в красноватые зубчатые скалы.»(Воспоминания кавказского офицера. Русский вестник.1864.№9-12).
Жившие здесь черкесские семьи псоу, ачипсоу, айбога, чужгуча были известны под общим именем медовеев. Торнау пишет, что медовеи «не богаты скотом, мало имеют пахотной земли, но зато пользуются изобилием фруктов: персиков, абрикосов, груш, яблок, превосходящих величиною и сочностью, все подобные плоды, которые можно встречать на берегу Черного моря. Горы покрыты каштановыми деревьями… жители сушат каштаны на зиму и, разварив их потом в воде, едят с маслом или молоком. В Ачипсоу имеется отличный мед, добываемый от горных пчел, гнездящихся в расселинах скал. Этот мед очень душист, бел, тверд, почти как песочный сахар, и весьма дорого ценится турками, от которых медовеевцы выменивают необходимые им ткани исключительно на мед, воск и … девушек». Так что, не сельским хозяйством единым жили медовеи, пользуясь своей недоступностью, они частенько промышляли разбоем, чем доставляли массу неудобств соседним горским семьям. Царская Россия издавна вела войну с Европой и Турцией за выход к Черному морю и присоединение Кавказа.
Кавказской войне, длившейся с 1817 по 1864 год, суждено было закончиться в Красной Поляне (в то время аул Ахчипсоу, поляна Кбаадэ). Именно здесь в мае 1864 года сошлись четыре отряда русских войск: с севера, со стороны Главного Кавказского хребта – Мало-Лабинский отряд генерала П.Х. Грабе, с юга через Гагринский и Аибгинский хребты – Псхувский отряд генерала П.Н. Шатилова, со стороны Сочи через урочище Ац и хребет Ахцу– отряд генерала В.А. Геймана и, наконец, со стороны Адлера по долине Мзымты – отряд генерала Д.И. Святополка-Мирского. 2 июня 1864 года перед войсками был отслужен торжественный молебен и зачитан приказ главнокомандующего армией об окончании многолетней Кавказской войны. На поляне Кбаадэ было заложено небольшое селение, которое по просьбе командиров собравшихся отрядов было наименовано Романовском, также его называли Царской Поляной.
После окончания Кавказской войны Романовск ненадолго пришел в запустение. Уцелевшие черкесские семьи вынуждены были покинуть свой край, кто-то перебрался в Турцию, немногие ушли на Кубань. Попытки переселения сюда освобожденных от крепостничества мужиков из Тулы и Калуги были неудачными, поскольку переселенцы не могли адаптироваться к необычным для них климатическим и географическим условиям. Но, как известно, «свято место пусто не бывает». О благодатных пустующих полянах у реки Мзымты узнала ставропольская колония греков-переселенцев и направила сюда через Главный Кавказский хребет своих ходоков. С перевала Псеашхо Поляна представилась путникам в красно-коричневых тонах: осенью такой цвет приобретают листья папоротника, скумпии и черешен. Вот и окрестили, переселившиеся сюда в 1878 году греческие семьи, поляну – «Красной».
Скальный участок А восемь лет спустя, по соседству, в шести километрах выше по течению Мзымты разбили свои сады безземельные эстонцы, образовав селение Эсто-Садок. В то время дороги к морю не было и связь с «большой землей» краснополянцам приходилось поддерживать по тонким тропам перевалов Главного Кавказского хребта. Лишь в 1898 году инженер В.К. Константинов построил шоссе от форта Адлер к Красной Поляне. Строительству дороги предшествовала кропотливая работа специальной государственной комиссии, которая признала Красную Поляну ценной горноклиматической местностью, обладающей замечательной ключевой водой, множеством минеральных источников, исключительным по чистоте воздухом и другими полезными природными ресурсами. Некоторые же царские вельможи обратили внимание на богатые зверем горные леса и решили устроить здесь царский и великокняжеский охотничий заказник. На горе над Красной Поляной был выстроен охотничий домик для царя, который в нем так ни разу и не побывал. Зато полюбились здешние места тогдашней политической и культурной элите России. За короткий срок возвели свои имения градоначальники Дубасов и Драчевский, член Государственной Думы Хомяков, промышленник Морозов, графы Бобринский и Шереметьев, генерал Ермолов, юрист Наумов, артист Собинов, доктор Чайковский, географ Хмелевский, всего более 50 дач. Ну а потом грянула революция… В Красную Поляну пришла Советская власть. Эстонцы создали колхоз «Эдази», который был призван обеспечить развивающийся морской курорт свежими фруктами, картошкой, а также альпийским молоком, маслом и сыром. Во время первой пятилетки в колхозе имелось
После войны Красная Поляна постепенно строилась и развивалась как горно-климатический курорт. Здесь были возведены собственная гидроэлектростанция, две турбазы, открыты средняя школа и школа искусств, построены больница, поликлиника, узел связи, ретрансляционная телевизионная станция, продуктовые и продовольственные магазины. Однако по настоящему ощутимое развитие Красная Поляна получила в последнее десятилетие. На поселок обратили внимание во время выдвижения Сочи в качестве претендента для организации зимних Олимпийских игр 2002 года. И пусть Сочи эта Олимпиада обошла стороной, зато Красную Поляну заметили. Усилиями частных инвесторов были построены горнолыжные трассы и пять очередей канатно-кресельных дорог фирмы «Альпика-Сервис». Стали предприниматься попытки создать комплексную программу развития горно-морского курорта. Обводная станция канатной дороги В настоящее время идет разработка и утверждение генерального плана горно-климатического курорта «Красная Поляна», осуществляется поиск и привлечение крупных инвесторов. Эта деятельность проходит на фоне мощного развития инженерной инфраструктуры поселка: построен магистральный газопровод, значительные средства вкладываются в строительство дороги и двухкилометрового тоннеля через скальный участок, монтируются новые линии электропередач, цифровые АТС, очистные сооружения и пр. За последние несколько лет в Красную Поляну пришло значительное количество мелких и средних инвесторов, которые возводят здесь дома, мини-гостиницы, кафе, рестораны, частные пансионы, магазины, пункты проката спортинвентаря и т.д. Летом
Природа и фауна Красной Поляны.
Пол километра над уровнем моря, долина среднего течения самой большой горной реки Сочинского Причерноморья – Мзымты. Холод северных ветров принимает на себя сам Главный Кавказский хребет. На востоке встаёт огненная Аибга. На западе дождливо – как никак самое влажное место в нашей стране – хребет Ачишхо. С юга , минуя хребет Алек, и через ущелье Ах-цу поступают тёплые морские воздушные массы. Всё это о местоположении Красной Поляны. Окружение говорит само за себя. Такого сочетания мягкого климата, разнообразной растительности, чистого горного воздуха, наличия минеральных источников и близости тёплого моря на нашей Планете больше нет. В начале ХХ века Красная Поляна характеризовалась как горно- климатическая станция. Это определение наиболее точно отвечает действительной уникальности нашего курорта. Потому что по пути подъёма Вы почувствуете на себе смену четырёх климатических зон: влажной субтропической средиземноморского типа, умеренно – холодной западноевропейского типа (от 800 до 1800-
Краснополянское шоссе - интересные места
Краснополянское шоссе (от Адлера до Красной Поляны около
Мощность культурного слоя, в котором археологи ведут раскопки, составляет
В конце 19 века во время строительства Краснополянского шоссе тут был основан мужской монастырь, который и дал название селу. Небольшой монастырь и церквушка с синими куполами располагались на гребне хребта, с которого открывались виды на море и на горы. Сейчас только высокие кипарисы и остатки монастырского сада на склонах напоминают о тех далеких временах. Жителей в селе Монастырь мало, но с оживлением движения по Краснополянскому шоссе, свободные земельные участки выкупаются под благоустроенные дачи. От Краснополянского шоссе вниз отходит дорога к приюту гостиницы «Бургас». Через Мзымту переброшен небольшой мост. Перейдя на левую сторону реки, можно посетить ущелье Глубокий яр, которое заканчивается воклюзом (выход подземной части реки на поверхность) с экзотическим названием «Пасть дьявола». У моста начинается маршрут рафтинга по Мзымте. Река в нижнем течении уже достаточно спокойная для того, чтобы сплав на надувных плотах был безопасен, но и достаточно быстрая, чтобы ощущения были запоминающимися. Маршрут сплава по реке заканчивается в ущелье Ахштырь, недалеко от первого тоннеля на галечном пляже. Краснополянское шоссе не спускается к реке, а продолжается по узкому карнизу, вырубленному в плотных известняках ущелья Ахцу. Этот участок дороги заставляет с уважением вспомнить её строителей. Инициатором прокладки дороги был Н.С.Абаза, назначенный в 1895 году устроителем Черноморского побережья. Организованная по его инициативе комиссия в составе профессоров А.И. Воейкого, Ф.Н. Пастернацкого и инженера М.В.Сергеева, в 1898 году обследовала территорию от Новороссийска до Сухуми, высоко оценила природные особенности Причерноморья и рекомендовала осваивать его как курортную зону. Учитывая результаты работы комиссии, 15 мая 1899 года было принято решение «Об устройстве в Черноморской губернии городского поселения «Романовск» на месте существующего поселка Красная Поляна. К формирующемуся курорту решено было проложить дорогу, которая строилась с 1897 по 1899 года, под руководством инженера Василия Константинова. Дорога получилась очень живописной, и в те времена многие специально приезжали, чтобы просто проехать по этой дороге. Самый красивый участок дороги проходит по скальной полке ущелья Ахцу. По нему хочется пройти пешком и рассмотреть все подробности. Здесь сочетается красота грандиозного ущелья и изящных растений в расселинах скал. В пропасти несется река, над головой нависают скалы. Все это в обрамлении зелени. К сожалению, прогулка пешком по ущелью опасна из – за возможных обвалов. Часть дороги защищена открытыми бетонными галереями. Но опасность падения камней на незащищенных участках сохраняется. При строительстве дороги основные работы выполняли турецкие рабочие, которых набирали из турецкого поселения в Сочи (Турецкий овраг, склоны которого заселяли турки, находился на территории современного комплекса «Фестивальный»). Работы велись примитивным способом с использованием только лома, кирки, лопаты, и были достаточно опасными. В путеводителе С. Дороватовского приводится описание очевидца: «За выступ скалы привязывалась веревка, на которой спускался рабочий, и, повисая над бушующей Мзымтой, он просверливал скважину, в которую закладывал динамитный патрон. Затем откачивался на веревке в сторону, чтобы выждать взрыва, но иногда не удерживался, и его подносило к забою. Тогда взрыв оказывался для рабочего смертельным». В конце скального участка дорога входит в тоннель. В скалах видно, что дорогу пытались провести по карнизу, но потом решили, что выгоднее построить тоннель. Перед тоннелем установлен небольшой барельеф – памятник инженеру В. Константинову. В нише тоннеля установлена икона, к которой ставят свечи с надеждой на благополучную дорогу. Местные жители называют скальный участок «Пронеси, господи!» и стараются проезжать его как можно быстрее. В реке видны остатки грандиозного обвала, который произошел в 1968 году. Тогда образовалось большое озеро, но постепенно быстрое течение реки размыло завал. По сохранившимся остаткам обвала река падает водопадом. За тоннелем (на
На Краснополянском шоссе у входа в тоннель их попытались остановить красноармейцы стрелковой роты. Реконструкция дороги предусматривала строительство 2,5 километрового тоннеля от села Монастырь до поселка Кепша, торжественное открытие которого состоялось 19 августа
Территория поселка постоянно находится под угрозой затопления в период высоких паводков. В конце поселка есть пасека, по которой организуются экскурсии. Экскурсии на пасеки с дегустацией меда предлагаются вдоль всей дороги от села Монастырь до горнолыжной трассы. Мед своеобразный горьковатый, темного цвета. Для средней полосы он необычен – это знаменитый кавказский каштановый мед. Через